Компьютеры Amiga: история бренда, основные модели. Знакомимся с AROS, открытым клоном знаменитой AmigaOS AMIGA vs PC - Основные особенности различных моделей Амиг

"Иллюстрированный компьютерный словарь для чайников" (1995 год).
Определение:
"Amiga ": наиболее технологически продвинутый персональный компьютер, с которым сегодня мало кто хочет иметь дело. Используйте в предложениях: "Я хотел купить Amiga из-за её низкой цены и невероятной цветной графики, но все пользуются IBM PC и Macintosh. Поэтому, чтобы иметь совместимость с остальным миром, я заплатил в три раза больше за Macintosh и получил лишь половину графических возможностей Amiga."

Зарождение идеи

История компьютера Amiga началась в далёком 1979 году, когда компания ATARI Corporation выпустила ATARI 400 и 800. Эти модели были первыми домашними компьютерами, в которых за обработку графики и звука отвечали специальные чипы, разработанные инженером Джеем Майнером (Jay Miner).


Джей Майнер с псом Митчи возле компьютера своей мечты

Судьба творца - создавать что-нибудь новое, причём, иногда, без оглядки на свои предыдущие труды, поэтому Майнер, сразу после выпуска ATARI 400 и 800, предложил компании разработать абсолютно новый домашний компьютер на самом производительном в то время микропроцессоре Motorola 68000. Но у ATARI нашлось множество причин, чтобы отказать своему сотруднику. Главной из них была финансовая: компания потратила большую сумму денег на ATARI 400 и 800, и только-только выпустила их на рынок, поэтому разработка и выпуск новой модели компьютера казалась компании вещью неразумной. В конце концов, ATARI довольно успешно занимала нишу 8-битных систем, и считала, что время 16-битных домашних компьютеров ещё не пришло. Позднее это ошибочное мнение привело к спаду всей игровой индустрии и началу длинного списка неудач ATARI, после чего руководство признало, что их мнение было ошибочным.

Творца, как известно, трудно остановить. Поэтому, не особо расстроившись, Майнер покинул ATARI и устроился работать в компанию Zymos, занявшись разработкой микросхем под индивидуального заказчика. В своих действиях он был не одинок. Группа сотрудников ATARI, среди которых был Лерри Кеплен (Larry Caplan), один из ведущих программистов для компьютера ATARI 2600, подала прошение о повышении зарплаты, и, получив отказ, решила уйти и попытать счастья в собственном бизнесе. Ими 25 апреля 1980 года была организована компания Activision, ставшая к концу 90-х годов одним из крупнейших игровых "гигантов".

В начале 1980 года Лерри Кеплен позвонил Джею Майнеру и предложил основать собственную игровую компанию, на что тот с радостью согласился, ведь только так у Майнера "развязывались руки" и он мог творить, не обременённый приказами свыше.

На пост исполнительного директора Hi-Torro, именно так была названа новая компания, выбравшая в качестве базы город Санта Клара (США), был избран Дейв Морс (Dave Morse), работавший до того времени в компании Tonka Toys.

Джею Майнеру удалось привлечь инвесторов, вложивших в создание игровой системы 7 миллионов долларов. И хотя средства на разработку у Hi-Torro имелись, ей не хватало одной немаловажной детали - хорошо известного бренда на рынке игровых продуктов.

Выход из положения был найден довольно быстро. В компании были созданы два отдела: первый занимался, собственно, разработкой игровой системы, а второй - созданием периферийных устройств и небольших игр для различных компьютерных платформ.

Первым отделом были разработаны два джойстика: Amiga Power Stick и Amiga Joyboard.



Оригинальный Amiga Power Stick (сверху) и его модификация (внизу)

Внешне довольно стандартный Amiga Power Stick являлся, в своё время, одним из наиболее удобных джойстиков, вследствие чего почитался многими владельцами игровых систем ATARI 2600, Texas Instruments TI-99/4a, и ColecoVision. Модификация джойстика была оснащена цифровой панелью с 12 клавишами и двумя двухпозиционными переключателями.


Виртуальная доска Amiga Joyboard

Что касается Amiga Joyboard, его внешний вид был более нестандартным. Одно лишь предназначение джойстика, служить заменителем доски для симулятора серфинга, говорит о многом. Amiga Joyboard, помимо внешнего вида, запомнился ещё кое-чем. Игра "Дзен медитация" ("Zen Meditation"), созданная программистами Amiga Inc. для собственных нужд, позже стала прототипом содержимого сообщения диалогового окна, возникающего при сбое в работе программного обеспечения.


Знаменитое сообщение "Гуру медитирует", возникавшее во время сбоя в программе

В то время как первая команда разработчиков "создавала" бренд своей компании, вторая группа, под руководством Джея Майнера, усиленно воплощала в жизнь его мечту.

"Лоррейн"

Задача, стоявшая перед двадцатью сотрудниками второй группы, заключалась в создании игровой системы с передовыми для того времени графикой и звуком. В отличие от ATARI, занимавшейся разработкой компьютеров и игровых консолей, а также созданием игр к ним самостоятельно, Hi-Torro разрабатывала лишь "железо", тогда как другие компании, Activision и Imagic, например, должны были "заведовать" игровыми продуктами.

Работа над проектом "Lorraine" (названным в честь жены Дейва Морса) была начата в 1980 году. Изначально Лоррейн должна была представлять собой систему, предназначенную исключительно для игр. Такой концепт был необходим лишь для удовлетворения интересов инвесторов, воспринимавших Hi-Torro лишь как компанию-конкурента ATARI.

Но, впоследствии, между инженерами внутри компании разгорелись нешуточные споры по поводу рыночной ориентации разрабатывающегося проекта, вследствие чего было решено создать игровую систему, которая, в случае необходимости, могла быть превращена в полноценный компьютер.






Ранние концепт-арты внешнего вида "Lorraine"

Год 1982-й. Hi-Torro пришлось изменить своё имя, так как к ней, с угрозой судебного разбирательства, обратились юристы японской компании Torro, занимавшейся производством газонокосилок. В результате бывшая Hi-Torro получила название Amiga Incorporated. Примерно в то же время проект "Lorraine" начали называть просто "Amiga" (от испанского "Amiga" - "подружка").

Существует гипотеза, что название "Amiga" было дано компании и компьютеру для того, чтобы они стояли в алфавитном списке компьютерной продукции выше компаний Apple и ATARI. Такой шаг, кстати,в 1976 году предприняла и Apple, выбирая себе название.

AMIGA vs PC - Основные особенности различных моделей Амиг.

╔══════════════════════════════════════════════════════════════╗ AMIGA vs PC ╚══════════════════════════════════════════════════════════════╝ Здравствуйте, уважаемые читатели. Мы очень рады, что и на этот раз вы заглянули в этот интересный раздел нашей газеты. У многих из вас после прочтения предидущих номеров ZX-PILOT, наверное, возникло много вопросов по поводу этого уникального, дружественного и удобного в работе компьютера - AMIGA. Сегодня мы ознакомим вас с основными особенностями различных моделей Амиг, а Mad Max из ZX-Format"а постарается ответить на некоторые ваши вопросы. A500 - самая распространенная модель, которая пришла на смену A1000 в 1987 году и выпускалась вплоть до октября 1991 года. Как спросил один пользователь PC, - "Клавиатуру вижу, а где сам компьютер?" Сам компьютер уместился внутри собственной клавиатуры. В машинке 512K памяти и процессор M168000 на 7Мгц. Жесткий диск и большинство других устройств пристыковываются сбоку через разъем системной шины. Дополнительный разъем предназначен для установки 512K памяти. Встроенный (880Кб) дисковод 3.5"". Версия Kickstart 1.2 или 1.3. Добавление еще 512K памяти дает машине т.н. "медленную" (slow) память; можно добавить еще до 8 Мбайт быстрой (fast) памяти, с которой процессор работает с максимальной скоростью. A2000 - практически то же, что и A500, но системный блок отдельно от клавиатуры. Предназначена, в основном, для тех пользователей Амиг,которые хотели бы расширить свои возможности, не выходя за пределы системного ящика, в котором установлены разъемы расширения системы. Версия 2000C имеет 1Мб памяти в стандартной поставке.Поставляется с жестким диском в стандартной конфигурации. CDTV - комбинация из A500 и проигрывателя лазерных дисков. Не получила широкого распространения, несмотря на первоначально связанные с ней большие надежды.Предшественник игрового варианта Amiga CD/32. A3000 - профессиональный вариант Амиги. Центральный процессор 68030/25 Мгц. Первая машина с KickStart версии 2. Системный блок отдельно от клавиатуры. Великолепный, хотя и достаточно дорогой компьютер со встроенным фликкер-подавителем (т.е. узлом подавления нежелательного мерцания экрана при чересстрочной развертке). A500+ - улучшенный вариант A500, выпускавшийся с октября 1991 по июнь 1992 г. Поставлялась с мегабайтом памяти, улучшенным вариантом сопроцессорного набора, встроенными часами и Kickstart 2.04 и 2.1. Очень приятная замена для A500. A600 - выпускалась с июня 1992 года как модель, пришедшая на смену A500+. Самая маленькая (по размерам) из всех Амиг. Клавиатура урезана за счет отсутствия дополнительных клавиш. Вместо разъема расширения системы имеет PCMCIA - разъем, предназначенный для подключения плоских карточек, содержащих, как правило, 2 или 4 Мб оперативной памяти. Сопроцессорный набор и память - те же, что и у A500+. В отличии от нее, предусмотрена установка внутреннего 2,5"" IDE винчестера. После накоторых переделок можно установить и 3,5"" винчестер. A1200 - первая из "настоящих" Амиг. Имеет, так называемый, AGA (Advanced Graphic Architecture - усовершенствованная графическая архитектура), сопроцессорный набор с радикально улучшенными возможностями. 32 - битный процессор M68EC020 (14 Мгц), множество новых экранных режимов высокого разрешения (максимальный - 1448х566), цветовая палитра до 262000 цветов из 16 миллионов, 4 типа видеовыходов (аналоговый RGB, TTL, RGB, низкочастотный PAL и радиочастотный PAL), великолепная ОС 3.0 и т.д. Стандартно поставляется с 2 Мб памяти, но если Вы хотите не только играть в игрушки (которых, кстати, на Амиге более 7000) то крайне желательно добавить плату расширения по крайней мере с 4 Мб fast-памяти, после чего можете с полным правом считать себя владельжем уже серьезного компьютера.Имеет внутренний IDE-разъем для подключения 2,5"" жесткого диска (можно после небольших переделок установить и 3,5""). Наилучший вариант домашнего компьютера сегодняшнего дня для тех, кто не привык бросаться деньгами. A4000 - профессиональный вариант "настоящей" Амиги. Процессор 68040/25.Кстати, Motorola из присущей ей скромности не упоминает о том, что 68040 работает с удвоенной внутренней тактовой частотой, т.е. фактически 50 Мгц. Поставляется с chip-памятью 2 Мб + 4 Мб Fast (предел - 128 Мб). Память может расширяться за счет стандартных SIMM-ов. Машина в исходном состоянии стоит в 3 раза дороже A1200, хотя графика и звук у них одинаковы (если не обвешивать A4000 разными расширениями). Идеальный компьютер для владельцев студий кабельного телевидения, художников, композиторов, программистов. В недалеком будущем планируется выпуск более мощных компьютеров Амига, основанных на RISC-архитектуре. Хотя и того, что есть, вполне достаточно. К тому же существует широкий выбор акселераторов, увеличевающих производительность существующих моделей в стандартных конфигурациях. ° ° ° ° ° VDV> Вы приводите много технических хaрaктеристик, это хорошо, но все-тaки хотелось бы знaть мнение знaющих людей в срaвнении Amiga с другими компьютерaми и best пристaвкaми в отношении игр, (ведь не секрет, MM > Best - пристaвки стоят Best деньги, я не имею виду SEGA, SUPER NINTENDO, DENDY... К тому же кaртриджи (некоторые геймеры терпеть не могут видеть в течении некоторого времени PLEASE WAIT, LOADING... с CD-based консолей), стоят немaло, хотя для мульти - миллионеров в сaмый рaз. Дa, некоторые пристaвки приближaются по грaфической производительности к SGI, но они только пристaвки... ;) VDV> что почти все, зa редким исключением,покупaют компьютеры в первую очередь для рaзвлечений) a тaк кaк Amiga-мультимедийный компьютер, то к нему это относится в первую очередь,не првдa ли? Итaк, где-же все-тaки лучше грaфикa (не aнимaция, a кaртинки)? A тaкже в срaвнении Amig"и с Seg"ой (тaк кaк я понятия не имею, склько цветов у SEGA, но оную видел и если бы я знaл мнение специaлистa, то смог бы примерно предстaвить что тaкое Amiga). MM > Нa сегодняшний день существует 3 грaфических aрхитектуры Amiga. Причем основной упор сделaн нa сaмую последнюю, которaя обеспечивaет совместимость сверху-вниз с более стaрыми реaлизaциями. Вот они: OCS-Original Chip Set, применялся долгое время нa первых мaшинaх и имел 32 цветовых регистрa, что позволяло отобрaжaть кaртинки в 32 цветa (без использовaния Copper), a тaк же режим HAM6, который отобрaжaл нa экрaне 4096. Пaлитрa имелa рaзрядность 12 бит, что и состaвляло в свою очередь 4096 цветов. Позднее в OCS был добaвлен режим EHB - или Extra Half Bright, который позволял отобрaжaть 64 цветa. Тaк кaк регистров остaвaлось 32, дополнительные 32 цветa получaлись делением яркости основных цветов нa двa (Half Bright). OCS обеспечивaл рaзрешения по срокaм 320 в 32 цветa, и HAM6, и EHB, и 16 цветов в рaзрешении 640, по верикaли рaзрешения от 200 до 512. Объем Chip пaмяти был увеличен зa период модификaции OCS с 256к до 1мб. В 1990 году былa выпущенa A3000 с слегкa измененным Chip Set который нaзывaлся ECS (Enhanced Chip Set), в нем все было примерно тaк же кaк и OCS, но мог aдресовaть 2мб пaмяти и имел Сверх-высокое рaзрешение 1280 по строке с 4 мя цветaми.Некоторые изменения кaснулись Blitter (сердце грaфики), который теперь мог пересылaть горaздо большие чaсти пaмяти зa рaз. С приходом A4000 в 1992 году в которой был предстaвлен сaмый продвинутый со времен создaния Amiga Chip set. Это был AGA. Advanced Grafix Architecture, был революционны скaчком вперед относительно ECS. В нем появилaсь 24 битнaя пaлитрa (12 в ECS) и в любом рaзрешении можно было использовaть 256 цветов и новый режим HAM8, позволяющий отобрaжaть 18 битную грaфику (262144 цветa одновременно в любых рaзрешениях из пaлитыр 16. 7 миллионов.). Что кaсaемо игрищ, то в OCS и ECS для двух незaвисимых игровых плaнов было доступно по 7 цветов (Dual Playfield, в кaждом игровом плaне может быть по 7 цветов), a в AGA этот покaзaтель увеличен более чем в двa рaзa! 16 цветов в игровом поле. Звучит несерьезно, но если еще добaвить несколько хитрых трюков с Copper, то и цветов будет больше, и плaнов, больше, тaк по крaйней мере будет кaзaться. Для убедительности, сходи и посмотри у кого-нибудь из друзей игруху (рaссчитaнную нa OCS) Lion HEART (львиное сердце). Это типичный клaссический пример кaк без огромных зaтрaт (PC) сделaть все плaвно и с кучей плaнов. Вообще, если прямо в лоб, то в принципе стaтические кaртинки нa True Color sVGA и A1200 идентичны (кто нибудь может отличить HAM8 от 24 бит?) VDV> A тaкже в отношении музыки мне хотелось бы знaть одно: кaк производится проигрывaние муз-сопроцессором музонa (кaк нa Speccy - нaдо всегдa кидaть ему новые дaнные или же существует кaкой-нибудь более совершенный способ, нaпример муз. пр. сaм берет следующие дaнные, a ЦП только изредкa кидaет ему aдрес нового музонa?) MM > Paula - это голос Amiga. Рaботaет предельно просто (я про звук). Имеется 4 кaнaлa прямого доступa к пaмяти (DMA), по которым осуществляется выборкa из пaмяти с определенным периодом очереднaя порция дaнных. Выборкa звуковых дaнных имеет больший приоритет, чем процессор, a момент выборки приходится нa конец кaждой строки телевизионного рaстрa. Зa рaз выбирaется 2 словa (одно слово 16 бит). Период для кaждого кaнaлa прогрaммируется поцессором через регистры Paula. Кроме того, нa кaждом кaнaле имеется регулятор громкости рaзрядностью в 6 бит, что вкупе с 8 битaми звукa дaет динaмический диaпaзон 14 бит (нa CD 16 бит). Прогрaммировaние мелодии осуществляется процессором, и не зaнимaет много времени. Тaк дaже нa 68000 с 7Mhz модули скомпилировaнные TrackerPacker 3, при проигрывaнии зaнимaют всего 3 строки рaстрa (если считaть по хaкерски). VDV> Тaк, едем дaльше: не секрет и то, что многие колеблются, что купить - AMIGA 1200 turbo или Pentium с кучей прибaмбaсов, и я, кaк предстaвитель тaкой рaсы, всей душой тяготею к экзоти- ческой Amig"е, но постоянно вижу новые GAMES под IBM (типa FANTASMAGORIA и т.д.) и хочу узнaть, a выбрaв AMIGA, получу-ли я это нa ней, не остaнемся-ли мы опять в отстaющих - кaк нa Speccy (просьбa не возрaжaть, кaк не горько, но прaвдa и это все понимaют.) MM > Amiga после кризисa Commodore встaлa нa ноги, и не спешит в гроб. Нa нее пишут прогрaммы, рaзрaбaтывaется железо. Все то, что нa Speccy уже дaвным - дaвно не делaют. В связи с этим хоронить Amiga рaновaто... MM > В принципе, то же сaмое вряд ли, можно получить горaздо лучше. Конечно, нa голой A600, или A1200 оно вряд ли будет рaботaть. VDV> Тaк вот глaвный вопрос:Крутые Games до сих пор пишут под Amiga и IBM (с худшим кaчеством), или только под IBM? MM > Пишут и под то и под другое, глaвное в другом: у нaс в стрaне мaло кто зaнимaется достaвaнием софтa. A если кто и зaнимaется, то в мизерных мaсштaбaх, и по своим вкусaм. В то время кaк для PC все кому не лень продaют софт, который не успев появиться нa прилaвкaх Зaпaдa, уже попaдaет к нaшим любителям. Но тaкой ситуaция долго пробыть не может. Все повториться кaк с PC. Еще несколько лет нaзaд, все бегaли с XT и достaвaли кое-кaк игры, весьмa сомнительного кaчествa... Поживем увидим... VDV> И еще: я много слышaл про прогрaммные эмуляторы IBM, тaк вот кaк-же эмулируется SVGA грaфикa и эмулируется-ли SOUND BLASTER? MM > Дa, есть прогрaммные эмуляторы PC. Нaиболее достойный из них нa сегодняшний день это PC-Task 3.1 (ввиду вышеперечисленных обстоятельств не в курсе есть ли следующие версии). Он эмулирует компьютер нa бaзе 286 процессорa без FPU. Тaк же эмулирует sVGA до 2Mb, и мышь. Taк же имеет возможность рaботaть нaпрямую с PC HDD. Aвтор PC-TASK обещaл продолжить рaзрaботку добaвив эмуляцию 386 и 486 процессорa. Тaк что ждем-с. A нa A1200 с Blizzard IV 1230 нa 50Mhz он по тесту (CHECK IT) эмулит 286 нa 30Mhz. Нaсчет Blaster не припоминaю, хотя может быть. К тому же нa Amiga есть еще кучa других эмуляторов. Нaпример, один из выдaющихся это эмулятор MAC. Нa A4000 с 040 эмулит Quadra900. ZF > По последним сведениям уже появился PC-Task, поддерживающий 486. ZF > По самым последним сведениям - уже и Pentium. VDV> Следующий вопрос: кaкой монитор нужен Amiga. MM > К Amiga подходит любой монитор, будь то от Спектрумa (дaже телевизор) или sVGA. Немного обидно, но sVGA может рaботaть только под оперaционной системой, в то время кaк обычный монитор где угодно. Есть выход: Multisync с чaстотой строк от 15 Khz и выше. Он будет рaботaть где угодно и во всех режимaх. VDV> Ну и последний и сaмый глaвный вопрос: где она продается официально (в Москве естественно, не поеду - же я зa ней в С.- Петербург)? MM > Покa мы сaми зa Amiga в Москву ездим. Ездим в фирму SAKO по aдресу: 1-й Добрынинский пер., 8. Тел/факс (095) 237-85-62.

Современный компьютерный рынок вырос из небольших фирм, пробующих свои силы в новой сфере бизнеса в начале 80-х годов прошлого столетия. Эта область индустрии развивалась на протяжении четырех десятков лет, совершенствовались методы и менялись технические подходы, совершались открытия и нелепые промахи. Самые сообразительные учились на ошибках – своих и конкурентов. Компьютеры Amiga стали легендой и пособием, как прекрасное начинание и блестящие перспективы в сочетании с глупыми ошибками создателей привели к полному краху.

История бренда Amiga

Еще в 1970-е годы активно велась разработка интегральных пользовательских схем и чипов, завершившихся созданием восьмибитных микропроцессоров. Молодой специалист Джей Майнер увлеченно влился в эту работу, осуществлявшуюся компанией Atari. Сотрудники не всегда были согласны с мнением менеджеров, у каждого существовало свое видение дальнейшего развития. Жесткий стиль менеджмента и суровые корпоративные правила не нравились творческим людям, энтузиастам развития «умных» машин. Поэтому они, уходя из компании, основывали небольшие фирмы, реализуя собственные проекты.

Группа инженеров, несогласная с политикой руководства, создала компанию Hi-Toro, чуть позже получившую другое имя – Amiga. Майнера пригласили возглавить в ней отдел, отвечающий за аппаратную часть. Вся работа крутилась вокруг создания игровой приставки под кодовым названием Lorraine, с дальним прицелом на то, что постепенно она будет модернизирована и усовершенствована до настоящего настольного компьютера. В качестве «сердца» приставки использовался самый популярный на тот момент процессор Motorola 68000, позволяющий ускорять графику и звук, и являющийся прямым конкурентом Intel для персональных компьютеров.

Финансирование проекта обеспечивали три стоматолога из Флориды, но бюджет все равно трещал по швам. Чтобы оставаться на плаву, сотрудникам Hi-Toro приходилось заниматься разработкой аксессуаров для находящихся на пике популярности игровых приставок ColecoVision и Atari 2600. Именно их стараниями появился на рынке динамический джойстик Joybord (аналог - Wii Fit). Вырученных за изобретение средств хватило на год работы, а в 1983 году вновь пришлось искать инвесторов. Помочь финансами согласились… конкуренты. Компания Atari, в то время находившаяся под крылом Warner, планировала выпустить игровую приставку на базе аналогичного мотороловскому процессора. Предлагалось заключить сделку: Atari вкладывала деньги в состоящую из бывших сотрудников компанию при условии передачи сроком на год эксклюзивного права использования дизайна, созданного в Amiga.

Сделка была выгодна обеим компаниям, но договаривающиеся стороны не учли насыщенность американского рынка видеоигр различного рода приставками, между собой совершенно несовместимыми. Качество игр на большинстве устройств было низким, графика - крайне примитивной. Последовал длительный кризис, который едва не привел к краху индустрии видеоигр. Теряя по миллиону долларов в день, Atari стала обузой для владельцев Warner, которые мечтали как можно скорее продать убыточное подразделение.


В этот же период в другой, не менее легендарной компании – Commodore International, началась кадровая лихорадка. Возглавляющий компанию Джек Трэмил не нашел общего языка с главным акционером, и вынужден был уйти со своего поста, создав новый холдинг Tramel Technology. Одержимый идеей продвижения игровых приставок и компьютеров, Трэмил захотел выкупить у Amiga технологии по производству чипсета Lorraine. Но это означало, что все сотрудники компании, вложившие в игровую приставку годы жизни, останутся «за бортом». Amiga, несмотря на финансовую нестабильность, от сулящей сиюминутную прибыль сделки отказалась.

Трэмил пошел по другому пути. Он, прекратив поиски, создал команду из бывших работников Commodore, поручив им разработку оригинального чипсета для низкобюджетного и, одновременно, мощного компьютера. Создание набора связующих микросхем было делом интересным, но крайне сложным. Когда через полгода (06.1984) специалисты отчитались о готовности работы на 95%, впору было усомниться в их честности, ведь за такой короткий срок создать с нуля высокотехнологичный продукт было нереально. Скорее всего, технология «ушла» из Commodore вместе с уволившимися инженерами.

К этому моменту убыточная Atari сама перезрелым плодом падала в руки Трэмила. В результате коротких переговоров Atari Consumer Electronics Division сменила владельца, а новый хозяин очень быстро раскопал заключенный между Atari и Amiga контракт на поставку готового продукта, разработка которого была приостановлена до возобновления финансирования. Такая новость обозначала новый драматический виток в отношениях Трэмила с компаниями Amiga, Atari и Commodore.

Создание платформы для Lorraine, между тем, еще не было завершено. Непрерывные неудачи в финансовой области мешали довести дело до ума. Не желая работать на предложившего некогда выкупить технологию Трэмила, руководство Amiga решило договориться с конкурентом предприимчивого бизнесмена, обратившись за финансированием в Commodore. Получив транш в полмиллиона долларов, разработчики Lorraine получили возможность доработать чипсет. Компания Commodore при этом смогла оградить новый перспективный продукт от фирмы Трэмила и получить подступ к разработкам Amiga.

Получив «добро», команда Amiga с энтузиазмом продолжила работу, в короткие сроки представив готовый образец собственного компьютера. Дальнейшая судьба компании оказалась тесно связана с развитием компьютеров в сотрудничестве с Commodore. Каждый новый компьютер, выпускаемый на рынок, становился шагом вперед, к известности - и краху.

Основные модели и их технические характеристики

Amiga 1000 являлся первым компьютером с мультимедийными функциями. Выпуск начался в 1985, закончился в 1987. ЦП – Motorola MC68000 с частотой работы в 7,14 МГц. ОЗУ - 256 Кб. В процессе выпуска объем оперативной памяти увеличился до 512 Кб. ОС, устанавливаемая по умолчанию - AmigaOS 1.0 - 1.3. Комплектовался дисководом, позволяющим читать дискеты объемом 880 Кб.


Полноценный функциональный Amiga 1000 был представлен в 1985 году как часть новой линейки компанией Commodore. Этот компьютер был сравнительно недорогим (1200$), при этом на экране отображал 4096 цветов и мог проигрывать восьмибитные мелодии.

Выделяла модель новая ОС - Amiga OS, умеющая поддерживать многозадачный режим работы и оснащенная интерфейсом Workbench и системой окон Intuition. Для середины 1980-х годов запускать и работать одновременно в двух приложениях выглядело революционно!

В комплекте шел аналоговый монитор, также возможно было подключать Amiga 1000 к телевизору через композитный разъем. Превосходя своих основных конкурентов на голову, «тысячный» опередил в своем техническом оснащении Apple Macintosh, IBM PC и Atari ST. Для полной победы не хватило лишь хорошего маркетолога, способного раскрутить товар и продвинуть его на рынке. В журнале Byte в середине 1990-х годов вышла статья, в которой с учетом прошедшего времени и скорости развития компьютерной сферы рассматривалась история модели. Она называлась «опередившей время» настолько, что ни пользователи, ни фирма Commodore даже не поняли, насколько продвинутой получился первый амиговский ПК.

Эта модель оказалась самой популярной, выпускаясь с 1987 (заменив А1000) по 1991 год. Процессор – Motorola CM68000 с частотой работы в 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). Жесткий диск и сопутствующие устройства крепились сбоку на разъеме системной шины. Еще один разъем задействовался под установку ОЗУ «медленной памяти» (512 Кб) с возможность нарастить дополнительный объем «быстрой памяти» (8 Мб), максимально разгоняющей работоспособность процессора. Флоппи-дисковод позволял считывать дискеты 3.5’’. Операционная система, поддерживающая работоспособность компьютера - AmigaOS версий 1.2, 1.3.


Соперничество с конкурирующими фирмами в области высоких технологий значительно усилилось в 1987 году. Разработчики Amiga выпустили сразу две машины, рассчитанные на разный размер кошелька покупателей. Бюджетная версия Amiga 500 фактически копировала Amiga 1000 с той лишь разницей, что новая модель состояла из более дешевых компонентов, сделав возможным снижение цены до 600 долларов. При этом предлагались те же 4096 цвета для отображения на экране и звук на 8 бит.

Стандартный комплект включал в себя системный блок, объединенный с клавиатурой, и мышку. Монитор не входил в комплектацию, его покупать предполагалось отдельно. Как анекдот долгое время ходила история, как один из пользователей ПК, рассматривая новинку, спросил у продавца: «С клавиатурой все понятно, но где же сам комп?». Фишка создателей заключалась в том, что компьютер размещался нестандартно, внутри клавиатурной коробки.

За счет невысокой цены и продвинутого функционала модель в короткие сроки стала популярной.

ЦПУ– Motorola MC68000 7,14 МГц с режимами работы 7,16 МГц (NTSC) и 7,09 (PAL). ОЗУ - 512 Кб в моделях A и B (1987 год), в модели C (1991 год) увеличился до 1 Мб. Комплектовался жестким диском. Материнская плата оснащалась пятью слотами расширения Zorro II - запатентованными разъемами, двумя шестнадцатибитными слотами расширения шины ISA, слотами под видеокарту и процессор, если возникнет необходимость его апгрейда. Дисковод на 3.5’’. Операционная система - AmigaOS версий 1.2, 1.3 (модели A и B) или 2.0 (модель C).


В паре с бюджетной моделью Amiga 500 в продажу поступила недешевая версия Amiga 2000, созданная для профессионального рынка. Новшество заключалось в том, что желание в будущем расширить систему, оставаясь в пределах стандартного корпуса, пользователи могли реализовать, воспользовавшись специальными разъемами, позволяющими это сделать. При этом машина стоимостью в 2400 долларов предлагала совершенно идентичную Amiga 500 производительность. Востребованной она оказалась, неожиданно для всех, в сфере видеообработки. Модели Amiga 2000 активно закупались телевизионными компаниями, а также распространились в сфере кинопроизводства.

Рыночная ниша, несмотря на востребованность, оказалась маловата. Ей было далеко до корпоративного сегмента, контролируемого Apple Macintosh и IBM PC. Компания допустила при раскрутке нового продукта одну непростительную ошибку: первоначально цена анонсировалась на уровне до 2000 долларов, но при поступлении в продажу оказалась выше заявленной на 400 долларов. Подобная «необязательность» вызвала волну гнева и разочарования. Несмотря на свои неплохие данные, Amiga 2000 потянула бы компанию на дно, если бы не следующая, новая модель.


Появление на рынке в 1990 году нового компьютера очень быстро принесло ему репутацию лучшего в амиговской линейке. В целях увеличения рабочих качеств машины, разработчиками были заменены все ключевые компоненты. Короб системного блока больше не содержал встроенной клавиатуры, она шла как самостоятельный элемент. Компьютер для своего времени был дорогой, но крайне навороченный. Он комплектовался специальным узлом-фликкером, отвечающим за подавление раздражающей пульсации развертки низкобюджетного VGA-монитора. В активе также было наличие сопроцессора, ускоряющего обработку операций при наличии плавающей запятой. Были стандартизированы все библиотеки, содержащие кнопки и панели, которые раньше приходилось прописывать вручную. В стандартной поставке содержался примитивный браузер и языковая поддержка AmigaGuide для гипертекстовой разметки.

Покупатели сожалели, что амиговский чипсет проигрывал по функциональности IBM PC, а операционная система могла быть лучше доработана. Хотя в целом машина была принята хорошо, подтвердив свое место в ряду основных производителей компьютеров.

CDTV

Параллельно с разработкой ПК в Commodore проводились работы по реализации идеи домашнего полноценного мультимедиа-центра. В корпус обычного видеомагнитофона решили вмонтировать компьютерные составляющие, в надежде, что такая «новаторская» идея увеличит продажи. Подобное желание скрестить «ежа и ужа» привело к появлению Commodore Dynamic Total Vision (CDTV).


Итоговой продукцией стала классическая модель Amiga 500 в видоизмененном корпусе, в котором клавиатуре и мыши места не нашлось, их требовалось приобретать отдельно. Управление мультимедиа-центром предполагалось осуществлять при помощи дистанционного инфракрасного пульта. CD-дисковод впервые был встроен в «тело» системного блока. За 900 долларов покупать морально одряхлевшую модель, пусть и в обновленном дизайне, со старой версией операционки Amiga OS 1.3 (при уже рабочей версии 2.0) пожелали лишь самые отъявленные фанаты.

Более того, по аналогичному пути пошла и компания Philips, решившая убедить клиентов, что воспроизведение видео напрямую с лазерного диска – это очень круто и современно. Декодирование формата MPEG-1 и поддержка для Video CD, модули которых подразумевали помощь пользователям, были встречено холодно. «Комбинированные» Philips и Amiga оказались одинаково невостребованными и провальными. Для амиговской продукции этот просчет оказался плачевным, ведь именно с этой моделью были связаны определенные надежды Commodore.


Разработчики улучшили версию Amiga 500, проапгрейдив ее до мегабайта памяти, а также улучшив сопроцессорный набор до версии Enhanced Chip Set. Добавили встроенные часы и более продвинутую операционку AmigaOS 2.04 - 2.1. По сравнению с Amiga 500 ПК выглядел более привлекательно как по начинке, так и по бюджету, но в продаже он продержался меньше года (продажи стартовали в октябре 1991 и закончились в июне 1992). Если бы эта модель началась продаваться на год раньше, параллельно с держащей высокий продажный рейтинг Amiga 500, спрос на нее был бы выше.

В процессе эксплуатации обнаружилась досадная ошибка разработчиков – модель конфликтовала с самыми популярными играми начала 90-х годов. Разочарованные поклонники Amiga массово возвращали «дефектную» версию в магазины, предъявляя претензии к Commodore. Руководство фирмы, почувствовав, как рушится имидж, спешно начало искать путь выхода из неприятной ситуации. Его увидели в создании новых моделей – полная замена Amiga 500 на более продвинутую версию и низкобюджетную должны были завоевать широкие слои входившего «во вкус» населения.

Недорогая и самая компактная из всей линейки Amiga машинка, выпуск которой начался в летние дни 1992 года, заменила собой не сумевшую покорить сердца Amiga 500+. Компьютерная клавиатура вновь «слилась» с системным блоком. Старый моторолловский процессор MC68000, имеющий рабочую частоту 7,14 МГц и один мегабайт оперативки оказался разочарованием для пользователей, жаждущих чудесного превращения новой модели в сильный и современный агрегат. Удалив удобный разъем, делающий возможным усовершенствование системы, ПК оснастили разъемом PCMCIA, заточенным под подключение плат с 2 или 4 мегабайтами ОЗУ. В отличие от 500-х версий для кикстартовских модификаций устанавливался внутренний 2,5’’ винт, который после дополнительного шаманства расширялся до 3,5’’. Незначительная техническая оснащенность нового компьютера и его слабосильность стали проигрышем руководства Commodore, настоявшем на своей версии, ведь проектировщики постоянно предлагали продвигаться по пути развития технологий.


Вместо того, чтобы уверенно занять ценовую нишу, потеснив Amiga 500, компьютер стал неожиданно при тех же параметрах быстродействия и начинки гораздо дороже. Покупатели называли его «провалом», критикуя всю систему, в которой не было сделано никаких весомых улучшений, а вот ухудшения виделись «налицо». С целью уменьшения компьютера и облегчения его массы разработчики урезали калькуляторную клавиатуру. Отсутствие блока цифр вызывало трудности, а подчас и делало невозможной работу с некоторыми популярными приложениями.

Руководящая верхушка, видя, каким шатким и непрочным стало положение компании на рынке, предприняло попытку успокоить недовольных клиентов, выпустив анонс скорого появления на рынке гораздо более производительных и мощных версий амиговской линейки. Это была почти катастрофа. Разочарованные старыми моделями и заинтригованные обещанными супернавороченными компьютерами, потенциальные покупатели затаились в ожидании, перестав покупать «старье». Продажи фактически замерли, прибыль не окупала вложения, поставив Commodore на грань банкротства.

ЦПУ– Motorola MC68EC020 с частотой работы в 14 МГц. ОЗУ 2 Мб. DRAM 4 Мб. HD 2,5’’ с возможностью переделки до 3,5’’. ОС – Amiga OS 3.0.


Эта версия, появившаяся осенью 1992 года, по праву стала «настоящим», серьезным компьютером. Она была оснащена новинкой – усовершенствованным графическим чипсетом AGA. Вместо радикального улучшения возможностей получился пшик. Наличие AGA свела на нет все преимущество Amiga над компьютерами конкурентов. При частоте обновления в 72 Гц разрешение экрана по максимуму достигало 640х480, при том, что у IBM PC картинка уже уверенно на тех же частотах держала разрешение 1024х768. Между тем, разработчики утверждали, что компьютер может поддерживать большое количество режимов для монитора (max – 1448х566), цветовую палитру до 262 тысяч оттенков, четыре видеовыхода (TTL/аналоговый RGB, радиочастотный/ низкочастотный PAL). Внешне модель выглядела традиционно для Amiga, вновь собрав воедино клавиатуру, мышку, двойные дисководы.

Предполагалось, что Amiga 1200 станет продаваемой моделью домашнего компьютера, однако цена в 600 долларов оказалась выше средней. На рынке ПК для дома уже прочно удерживали позиции бюджетные линейки IBM PC и игровые приставки. Амиговская система выходила по стоимости дороже чем аналогичные и даже более производительные модели у конкурентов. Вновь встал вопрос о совместимости «железа» с «родными» играми от Amiga 500, которые перестали запускаться на новом оборудовании. Процессор тоже оказался слегка устаревшим. Люди, понявшие прелесть выбора, хотели за эти деньги получить более качественную и современную машину. Как ни критиковали «тысяча двухсотую», удалось продать около миллиона экземпляров ПК.

Этой модели ПК прочили профессиональное будущее. Системный блок стал горизонтальным, клавиатура шла отдельно. Память подразумевала возможность расширения при помощи стандартных разъемов. Стоимость машины была значительной, под 2 тысячи долларов, хотя графика и звук ничем не отличались. Правда, расширения и плагины позволяли существенно их улучшить. Восемь самостоятельных разъемов на системном блоке (4 из них совместимы с PC) позволяли расширять возможности компьютера. Предполагалось, что эта версия станет востребованной для творческих работников, на студиях кабельного телевидения и в чистом программировании, ведь ее быстродействие и мощность позволяли раскрутить процессор до максимальных значений.


Компания Commodore пыталась всячески раскрутить эту модель, даже представила лайтовую версию ПК, с внедренными процессором и оперативкой в материнскую плату. Увы, эта модификация никак не могла спасти ситуацию.


«Лебединой песней» компании стала игровая консоль с возможностью работы с CD-дисками. Фактически это была Amiga 1200, размещенная в миниатюрном корпусе нового дизайна. Игровая приставка неожиданно «пришлась ко двору», подмяв под себя половину европейского игрового рынка. Окрыленные успехом, разработчики успели протолкнуть консоль на канадский рынок, предвкушая триумфальное шествие по просторам Соединенных Штатов Америки, однако на новые персональные компьютеры спрос был так себе. Несмотря на хорошие продажи игровой приставки, прибыль оказалась критически низкой. Commodore объявляется банкротом в 1994 году, не заботясь более о судьбе компьютеров Amiga.

Эпилог

После того, как стало известно о банкротстве Commodore, компьютеры Amiga исчезли с прилавков. Основной ошибкой, приведшей к краху, стал неверный маркетинг. ПК продавались как обычные игровые компы в магазинах игрушек. Как только случился кризис на рынке видеоигр, Commodore попыталась сменить имидж, но осталась производителем не профессиональных, а игровых машин. Так бесславно закончили свой век модели линейки Amiga, способные некогда потеснить ныне именитых конкурентов...



В цифровом мире компьютеры из серии Amiga известны больше других. Но на пике славы они находились совсем недолго. Что же с ними произошло?

В 1985 году компания Commodore International вывела на рынок первую модель своего компьютера - Amiga 1000 . Она была мощнее конкурентных и обладала многозадачным режимом работы.

Впечатляющими на тот момент времени были и ее графические и звуковые возможности. А операционная система AmigaOS 1.0 предлагала привычный современному пользователю оконный интерфейс. Но для домашнего использования устройство было слишком дорогим - его цена составляла $2000 , поэтому продажи данной модели были невелики.

Два года спустя компания Commodore представила общественности новый компьютер Amiga 500 , который был нацелен на домашнее использование и стоил гораздо дешевле. Модель Amiga 500 стала самой продаваемой и довольно быстро обросла огромным количеством поклонников, заработав статус культовой машины.

Amiga 500

Начало производства: 1987 год

Конец производства: 1991 год

Оперативная память: 512 кбайт

Процессор: Motorola 68000 @ 7 МГц

Цена: $2000

Во многом этому поспособствовали компьютерные игры, такие как Defender of the Crown, Speedball 2, Turrican II и другие. Всего для Amiga было выпущено свыше 3000 игр .

А в начале девяностых появился новый тренд: так как копировать игры в то время было проблематично, то весьма активно процветал обмен ими. А с учетом того, что требования таких продуктов к производительности понемногу росли, это была отличная почва для дальнейшего развития Amiga.

Но повторить успех Amiga 500 компания Commodore не смогла. Прямые наследники «пятисотки» - модели 500+ и 600 - не предлагали никаких новых технических разработок, которые оправдали бы выход обновленных компьютеров.

Довольно много популярных игр отказывались работать на новых моделях Amiga, поэтому пользователи попросту возвращали их в магазины. Неправильная маркетинговая политика тоже сыграла большую роль в уходе Amiga с рынка.

Поэтому даже выпуск офисных машин Amiga 1200 и 4000 с инновационными функциями, которые должны были помочь компании Commodore сохранить устойчивость на рынке персональных компьютеров, не позволил выдержать конкуренцию с другими производителями.

Единственный хит

Компания Commodore так и не сумела развить успех модели Amiga 500

Возникшие в 1994 году финансовые трудности привели Commodore к банкротству. Впоследствии все права на производство Amiga прошли через несколько компаний, но возвращение культового компьютера так и не состоялось.

Шкала времени


2015 Эмуляторы

Пользователи, которые испытывают ностальгию по ретро-играм и интерфейсу Amiga OS, могут скачать эмулятор для ПК и смартфонов


Компьютер на базе Linux с процессором Core i7 (Sandy Bridge), 16 Гбайт памяти и GeForce GT430 - последний признак жизни Amiga


1994 Банкротство Commodore

Компания Commodore объявила о своем банкротстве. Выпуск компьютеров Amiga прекращен

1992 Amiga 4000 и 1200

Профессиональные решения с 32-битным процессором и уникальными функциями.

Модель А1200 - более дешевая версия А4000


Офисный компьютер, очень походивший на Amiga 500. В отличие от последнего, данная модель имела внешнюю клавиатуру.

Фото: компании-производители