Виды информации ограниченного доступа. Понятие, признаки и виды общедоступной информации

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.



Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Наиболее часто в нормативных правовых актах информация характеризуется как: - открытая информация; - общедоступная информация; - открытая и общедоступная информация; - информация, являющаяся общественным достоянием; - информация особой социальной значимости. В связи с этим возникает вопрос о понятии и содержании приведенных терминов, а также их соотношении. Вопрос этот не праздный, от ответа на него непосредственно зависит реализация прав субъектов на доступ к информации, в связи с чем представляется целесообразным привести мнение Конституционного Суда Российской Федерации: «используемые в нормативных правовых актах, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, понятия должны иметь определенное юридическое содержание, так как неопределенность юридического содержания может привести при применении этих актов к нарушению конституционных прав граждан»261.

Из приведенных пяти характеристик информации две последние дают представление о ее значении для общества в целом, и, исходя из такой значимости, определяется ее правовой режим. Первые три характеристики показывают отсутствие секретности, запрет на отнесение информации к категории конфиденциальной или к какому-либо виду тайн и возможности доступа к ней.

Однако возникают вопросы: почему законодатель в одних случаях определяет информацию как открытую, в других - как общедоступную, в третьих - как открытую и общедоступную одновременно; имеются ли отличия в правовом режиме между открытой и общедоступной информацией и если да, то в чем они заключаются?

Легальных определений открытой информации и общедоступной информации нет, видимо, эти термины рассматриваются как общеупотребительные. Тем не менее, анализ норм, регулирующих отношения по поводу открытой информации и общедоступной информации, позволяет сделать выводы относительно содержания и соотношения этих терминов.

Одна из существующих классификаций подразделяет информацию в зависимости от возможности свободного доступа к ней на общедоступную и не общедоступную. Качество общедоступности информации характеризует ее с точки зрения круга лиц, имеющих право доступа к ней, и этот круг не может быть ограничен.К общедоступной информации, исходя из смысла термина и норм законодательных актов, доступ открыт каждому. Кроме того, доступ не только открыт каждому, но и в соответствии с законом не может быть ограничен, либо установлена обязательность обнародования информации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Правда, остается открытым вопрос о том, что такое общеизвестные сведения. Этот термин используется, в основном в процессуальном законодательстве. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, 69 АПК РФ общеизвестные обстоятельства, признанные таковыми судом или арбитражным судом, не нуждаются в доказывании. В юридической литературе общеизвестные факты определяются как факты, известные широкому кругу лиц, в том числе составу судей, рассматривающему дело. Общеизвестные факты подразделяются на всемирно известные, известные на территории Российской Федерации, локально известные264. Таким образом, понятие «общеизвестности» в процессуальном праве является относительным: общеизвестные на территории одного субъекта Федерации факты могут быть не общеизвестны на территории другого или всей остальной территории Российской Федерации.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в.отношении распространения такой информации. Вся иная информация является не общедоступной.

По критерию открытости информации она подразделяется на открытую и ограниченного доступа. Открытой является информация, доступ к которой не ограничен законодательством, а также обладателем информации. Как видим, и в данном случае речь идет о доступе, но акцент все же несколько иной. Если не общедоступная информация и информация ограниченного доступа, - практически, представляют собой один и тот же блок информации с точки зрения режима, то соотношение общедоступной и открытой информации представляется несколько иным.

Представляется, что неверно ставить знак равенства между общедоступной и открытой информацией: открытая информация - более широкое понятие, чем общедоступная. С другой стороны, режим общедоступной информации представляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но неиспользования информации, поэтому в законодательных актах нет смысла употреблять оба термина одновременно: «открытая и общедоступная информация», поскольку если информация общедоступная, то она, безусловно, и открытая. Но, если законодатель признает информацию только открытой, то очевидна невозможность отнесения такой информации к конфиденциальной, остальные составляющие правового режима требуют большей детализации. Дополнительные уточнения установленного режима в определенных случаях приравнивают открытую информацию к общедоступной и в таких случаях можно говорить о том, что открытая информация, так же как и общедоступная, имеет общий правовой режим информации.

К информации открытого доступа относится не только общедоступная информация, предоставляемая по запросу, но и такая информация, которую собственник обязан распространять.

  • 1. К общедоступной информации, предоставляемой по запросу, относится:
    • - информация о деятельности государственных органов, в том числе в порядке гласности судопроизводства. Обязанность предоставления этой информации закреплена рядом законов, таких, как «Об административных процедурах», «О национальной безопасности», постановление Правительства «Об утверждении Правил приема граждан в центральных и местных исполнительных органах Российской Федерации», указ Президента "О порядке рассмотрения обращений граждан». В законодательстве специально оговорена недопустимость проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан и организаций.

Гласность открытых судебных процессов закреплена в соответствующих статьях процессуальных кодексов.

  • - правовая информация, в том числе информация о правах, свободах, обязанностях граждан и о порядке их реализации. Официальное опубликование таких нормативных актов является обязательным условием их применения. Соответственно, такая информация должна быть доступна. Причем, законна любая форма запроса - как письменная, так и устная.
  • - информация о чрезвычайных ситуациях, экологическая, санитарно-эпидемиологическая и иная информация, обеспечивающая безопасность населения. Законодательством РФ на соответствующие органы возложена обязанность защищать жизненно важные права и интересы, здоровье и благополучие граждан Российской Федерации. На государственные органы и их пресс-службы возложена и функция информирования населения о чрезвычайных ситуациях, экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в стране;
  • - информация о деятельности общественных объединениях и политических партий. Закон РФ «Об общественных объединениях» устанавливает право общественных объединений распространять информацию о своей деятельности. Закон РФ «О политических партиях» дает аналогичное право политическим партиям. Они также обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации;
  • - информация о деятельности юридических лиц. Государственные органы, общественные и иные организации всех форм собственности, а также должностные лица обязаны предоставлять в СМИ информацию о своей деятельности. Исключение составляет конфиденциальная информация (коммерческая тайна, банковская и т.д.);
  • - иная информация, не относящаяся к охраняемой законом тайне, должна предоставляться всем журналистам без ограничений. Это значит, что отказ в предоставлении вам информации (кроме случаев, оговоренных выше) незаконен.

А теперь обратимся к информации свободного доступа, которую обязан распространять ее собственник.

2. Общедоступная информация, обязанность распространения которой возложена на собственника.

К ней относится:

Информация о введении чрезвычайного положения и другие обязательные сообщения в связи с действующим чрезвычайным положением в чрезвычайной ситуации. Такую информацию составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, данные о необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эта информация является открытой и гласной и обязательна для опубликования в средствах массовой информации, а также через системы связи и оповещения.

Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такую информацию вам должны предоставить по первому вашему запросу;

  • - информация о факте регистрации политической партии и политического общественного объединения (при участии партии в выборах - обязательна публикации программы). Политическая партия - это добровольное объединение граждан, выражающих свою политическую волю через своих представителей во властных структурах. Закон РФ «О политических партиях» предусматривает обязательную государственную регистрацию партии. Очевидно, что любая партия имеет и свою программу, которая отражает ее политическую платформу, стратегию и тактику и заинтересована в ее широком освещении. Закон РФ «О политических партиях» наделяет партии правом распространять информацию о своей деятельности и пропагандировать свои цели и задачи, а также вменяет в обязанность обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с теми документами, решениями и источниками информации партии, которые затрагивают его права и интересы;
  • - информация о деятельности ОАО, акционерных инвестиционных фондов, касающихся их деятельности, порядка управления и осуществления эмиссии. Закон РФ «Об акционерных обществах» обязывает акционерные общества публиковать в средствах массовой информации данные о годовом балансе, отчет о доходах и убытках, информацию о деятельности в случае выпуска и размещения облигаций, а также в случаях реорганизации ОАО. Статья 41 Закона предусматривает также публикацию сведений об эмиссиях акций и об условиях их размещения;
  • - информация о деятельности некоммерческих организаций. Закон РФ «О некоммерческих организациях» обязывает такие организации представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учредительными документами организации;
  • - информация, опровергающая ранее распространенные сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь, достоинство и деловую репутацию. Обязанность распространения такой информации закреплена в статьях Гражданского кодекса РФ и в Законе РФ «О средствах массовой информации». В случаях, когда публикация ущемляет личные неимущественные права гражданина или юридического лица, средство массовой информации обязано восстановить нарушенное право этого лица и опубликовать опровержение;
  • - социальная и культурная информация. О таких событиях, как анонс спектакля или концерта, открытие художественной выставки, проведение общественного мероприятия, праздника, народных гуляний, субботников и т.д., сообщает то учреждение, которое является их инициатором.

А теперь рассмотрим не менее важный вопрос: как и в какой форме запрашивать информацию

И устная, и письменная форма запроса информации одинаково законны. Действующее законодательство определяет запрос как обращение, выражающее потребность граждан в получении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера.

Если вам нужно получить оперативную информацию, вы имеете право на устный запрос. К сожалению, практика показывает, что чиновники в большинстве своем не считают устный запрос правомерной формой и под разными предлогами уклоняются от ответа. Независимо от формы запроса должностное лицо обязано предоставить вам информацию в рамках своей компетенции.

С письменным запросом можно обращаться тогда, когда для ответа на ваши вопросы требуется время и поиск дополнительной информации:

  • - запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа;
  • - на обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления;
  • - в случае обращения средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней это обращение должно быть направлено в соответствующие органы, о чем средство массовой информации должно быть извещено.

право информация государственный тайна

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

22. Общая характеристика отношений в сфере связи и массовых коммуникаций.

». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

В целом, можно выделить 2 вида информации .

1 вид: Открытая информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, доступ к которым свободен.

2 вид: Информация ограниченного доступа - это государственная тайна и конфиндециальная информация (в данном случае к лицу, владеющему информацией, предъявлено требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя).

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».


Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» - первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, - еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим секретности.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.